Меню
16+

Официальный сайт Асбестовского городского округа

26.04.2018 14:02 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Новый взгляд на школу. Способна ли она принять вызов современности?

Автор: Е. Лобова
Источник: Газета "Асбестовский рабочий"

В апреле в Москве прошел III Всероссийский практический форум "Образование-2018", посвященный практическим вопросам развития общего, профессионального образования, а также проблемам электронного обучения. В работе форума приняли участие представители всех российских регионов. Асбест представляли глава Асбестовского городского округа Наталья Тихонова, начальник Управления образованием Светлана Валеева и директор школы №22 Наталья Колтышева.

Ключевой повесткой форума стали вопросы, поднятые президентом России: формирование единого образовательного пространства, базовая линейка и федеральный перечень учебников, стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья, проекты "Современная цифровая образовательная среда" и "Российская электронная школа", нормы СанПиН, качественное образование, разработка концепций преподавания и многие другие.

В рамках форума работали две секции: Всероссийская практическая конференция "Цифровое образование России" и "Управление образовательной организацией".

По итогам работы III Всероссийского практического форума "Образование-2018" в адрес федеральных ведомств и руководства субъектов Российской Федерации направлена резолюция. Одним из направлений итогового документа стал мониторинг выполнения поручений президента Российской Федерации в части мер по реализации государственной политики в сфере образования.

Будущее — за цифровыми технологиями

На секции, посвященной цифровому образованию, обсудили потенциал применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и развития электронной информационно-образовательной среды в организациях общего и профессионального образования. В работе секции "Цифровое образование России" участвовала глава Асбестовского городского округа Наталья ТИХОНОВА. Вернувшись в Асбест, она поделилась своими впечатлениями и мыслями по поводу полученной информации:

- В открытии форума "Образование 2018" участвовал президент Фонда развития государственного и муниципального управления Сергей Юркевич. Лично у меня особый интерес вызвало выступление председателя президиума оргкомитета семинара-конференции, первого заместителя председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, председателя комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Людмилы Боковой.

В ходе своего выступления заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Анзор Музаев отметил, что из всех проверок образовательных организаций доля проверок Рособрнадзора составляет не более двенадцати процентов. Но все равно контроль качества образования производится не реже одного раза в три года, по лицензионным требованиям — не менее одного раза в два года.

Новый руководитель, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Андрей Петров сделал акцент на выполнении "майских" Указов президента, как на особом векторе в реализации государственных услуг. Сейчас, например, началась реализация программы по строительству яслей для детей раннего возраста — от двух месяцев до трех лет. На эти цели — создание новых мест в яслях — будет выделено 49 миллионов рублей из федерального бюджета.

В этом разрезе особое внимание следует уделить разработке образовательного стандарта в сфере дошкольного образования. По-новому должна быть выстроена система повышения статуса дошкольной организации. Хотя, надо отметить, что доля оппонентов введения новых стандартов — 1,11 процента.

Позитивно можно оценить защиту новых игрушек, методических пособий, благоустройство территорий детских садов. Свыше 93 процентов респондентов положительно оценивают сюжетно-ролевые игры при работе с детьми. Что касается опыта регионов, то в Свердловской области имеются положительные практики в сфере самообучения и подготовки педагогических работников.

В рамках работы форума "Образование-2018" уделили внимание и актуальным проблемам. В частности, что определяет уровень образованности ребенка в естественных и гуманитарных науках: федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) или контрольно-измерительные материалы (КИМ)? На данный момент позиция Министерства образования такова, что сосредоточиться необходимо в первую очередь на ФГОС.

Говорили и о национальной системе учительского "роста". Студент педагогического университета обязан знать, что его ждет на рабочем месте. Он не должен, придя в школу, разочароваться в профессии. По-особому следует относиться к награждению и поощрению учителей. В перспективе учитывать не только стаж работы, а реальные достижения и успехи. Возможно, это повлечет за собой и изменения в процессе аттестации педагогических работников. Причем, как планируется, новая модель аттестации должна появиться до 2020 года.

Важно обратить внимание на потенциал молодых педагогических кадров при реализации цифрового образования в России. Тем более, что в настоящее время проводится отбор инновационных школ — всего по стране выберут 42 тысячи общеобразовательных организаций! Те, которые войдут в сеть инновационных образовательных организаций, будут получать софинансирование на льготных условиях: 65 процентов — доля федерального бюджета, 45 процентов — доля средств субъекта Федерации. Причем объем финансирования с каждым годом будет расти. И если в 2013 году речь шла о 370 миллионах рублей, то в 2018 году запланировано уже 615 миллионов рублей. Считаю, что программа эта очень позитивная, требующая новой модели трансляции результата и финансирования на федеральном уровне.

"Современная цифровая образовательная среда" — новый вызовшколам в связи с наличием проблем в реализации цифровых компетенций. Причем обязательно преимущества в реализации программы нужно оценить не только в отношении одаренных и талантливых детей, но и в части инклюзивного образования. Более того, на мой взгляд, дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть охвачены современными технологиями больше. Ведь у них — меньше возможностей выезжать не только за пределы города, но иногда даже за пределы своей квартиры или школы.

В разрезе этих проблем особого внимания заслуживает новый ресурс "Российская электронная школа", на котором собраны видеоуроки от лучших педагогов страны. Материалы, представленные на сайте "Российской электронной школы" (rash.edu.ru) одобрены экспертами Министерства образования Российской Федерации. Непрерывно идет накопление актуальной и доступной информации существующего контента. Доступ к нему — бесплатный. Необходимо только пройти регистрацию.

Таким образом, "Российская электронная школа" — полный школьный курс уроков от лучших учителей России. Это необходимая информационно-образовательная среда, объединяющая участников образовательного процесса — учеников, их родителей и учителей. Именно этот ресурс обеспечивает равный доступ к качественному образованию независимо от условий. Здесь также можно найти коллекцию-каталог основных и дополнительных учебных и методических материалов, интерактивные уроки, видеоматериалы в области патриотического воспитания, фильмотеку, театральные постановки.

Есть мнение!

Секция "Управление образовательной организацией" объединила руководителей, которым предстояло обсудить актуальные вопросы современного управления школами, колледжами и вузами.

Светлана ВАЛЕЕВА, начальник Управления образованием Асбестовского городского округа:

- На пленарном заседании форума "Образование 2018" был поднят, на мой взгляд, очень важный вопрос о национальной системе роста педагогов. Речь идет, в частности, об усовершенствованной форме аттестации учителей, которая должна более точно отображать качество преподавания и профессионализм специалистов в сфере образовательных услуг.

Министерство образования и науки РФ отмечает, что существующие формы аттестации нуждаются в пересмотре, внедрении новых и обязательно единых федеральных требований к оценке профессионального уровня. Ранее работавшая система не имела единых критериев оценки, что в итоге не давало объективную картину, позволяющую судить о качестве преподавания. Новая система предполагает и присвоение новых квалификационных категорий в соответствии со сферой образовательной деятельности педагога. Они будут отражены документально и в штатном расписании.

Планируется, что за счет этих изменений в том числе вырастет престиж профессии. Пока же, к сожалению, мы сталкиваемся с нехваткой педагогических кадров, низким уровнем профессионализма. И это — не секрет. Поэтому важно привлекать в педагогику молодежь, больше рассказывать о профессии учителя, ее плюсах. В частности, планируем у нас в городе открыть педагогический класс. Возможно, уже в следующем учебном году на базе одной из асбестовских школ реализуем этот проект.

Наталья КОЛТЫШЕВА, директор школы №22:

- В рамках форума нам представили передовой опыт работы московской школы №624. Она реализует программу "Московская электронная школа" (МЭШ) и является образовательным центром. То есть включает в себя 14 учреждений — шесть детских садов, семь школ и профессиональный колледж. Нам рассказали об особенностях управления образовательным центром, заключении эффективных контрактов с педагогами.

Кроме того, мы посетили уроки физики, химии, географии, русского языка, которые проводятся с применением ресурса МЭШ, медицинский и инженерный классы. Акцент был сделан на использование электронных ресурсов и устройств.

Лично меня поразило оборудование школы. В классах практически нет шкафов с наглядными пособиями — все в электронном виде. Например, одним нажатием кнопки во время урока географии школьники перенеслись в виртуальный геологический музей.

Тесно выстроено взаимодействие "школа-вуз". Лабораторные работы ученики МЭШ проводят под руководством преподавателей из университета имени Сеченова. И если во время учебы школьники себя хорошо проявляют и показывают высокие результаты, получают дополнительные баллы при поступлении в вуз.

Конечно, не сравнится с асбестовскими школами уровень подготовки педагогов, материально-технического обеспечения. Математику там ведут кандидаты педагогических наук. Медицинский класс оборудован анатомическими столами Пирогова, оборудованием для проведения экспертиз ДНК. В коридорах стенды оформлены в едином стиле. Есть столы с ноутбуками, к которым школьники имеют доступ во время перемены. На территории школы работает бесплатный Wi-Fi.

Увиденное вызвало у меня двоякое чувство. С одной стороны, нам очень далеко до такого уровня. С другой — наши педагоги, не имея такого оборудования, таких возможностей, тоже качественно выполняют свою работу, дают знания, готовят школьников к поступлению в вузы. И ребята из глубинки наравне с выпускниками московских школ поступают в лучшие вузы страны. Причем — на бюджетные места. Это, конечно, вызывает гордость и за них, и за асбестовских учителей.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

16