Меню
16+

Официальный сайт Асбестовского городского округа

Свердловская область/г. Асбест
19 декабря 2018, ср 2018.12.19 15:08:24
16+

Асбестовский городской округ

37

История архива

Архивное дело в городе Асбесте

Не один десяток лет работники архива бережно пополняют архивный фонд Свердловской области, собирая документы организаций, предприятий и учреждений нашего города, которые имеют большую научно-историческую и практическую ценность и отражают историю города.

Архивное дело в городе Асбесте начало свое развитие с 1942 года, когда введена была должность архивариуса – распоряжение № 60 от 03 августа 1942 года.

В сентябре 1947 г. – начало деятельности городского архива (сентябрь 1947 г.–16.05.1991г. — Асбестовский городской архив).

Помещение городского государственного архива площадью 55 кв.м. находилось в здании начальной школы № 5 по улице Советская, 2, которое, в основном, соответствовало обеспечению сохранности документальных материалов, рабочая комната изолирована от архивохранилища. Архивохранилище оборудовано стеллажами, на окнах решетки, но не было пожарного инвентаря. Топка печей находилась внутри архивохранилища, архивохранилище не отапливалось, так же отсутствовал телефон.

С сентября 1947 года городской государственный архив нашего города комплектовался документами постоянного срока хранения: исполкома городского Совета народных депутатов и его отделов и управлений, Малышевского, Рефтинского и Белокаменского Советов народных депутатов, комитета народного контроля, отдела статистики, леспромхоза, Асбестовского детского дома, Уральского государственного завода отопительного вентиляторного оборудования, Асбестовской слюдяной фабрики.

В 1963 году для обеспечения сохранности архивных материалов в Горисполкоме выделено новое помещение для городского государственного архива по ул. Уральской, д. № 78. Помещение площадью 45 кв. м., сухое, светлое, отопление паровое.

16.05.1991г.–09.12.1991г. — архивный отдел исполнительного комитета Асбестовского городского Совета народных депутатов (решение VI сессии XX1 созыва от 16.05.91, архивный отдел Свердловского облисполкома).

09.12.1991г. – 07.03.1996г. — архивный отдел администрации города Асбеста.

07.03.1996г. – 01.01.2006г. — архивный отдел администрации главы Муниципального образования город Асбест.

01.01.2006г. – 29.12.2010г. — архивный отдел администрации Асбестовского городского округа.

29.12.2010г. – 09.01.2013г. — муниципальное бюджетное учреждение «Управление архивами Асбестовского городского округа».

с 09.01.2013г. муниципальное казенное учреждение «Управление архивами Асбестовского городского округа».

С 01 мая 1996 образован городской архив документов по личному составу в составе архивного отдела (постановление главы администрации города Асбеста от 05.05.1996 № 154). С этого момента архив принимает на хранение документы по личному составу ликвидированных организаций, зарегистрированных на территории города Асбеста, не имеющих правопреемников.

Первым работником на должности заведующая горгосархивом была Качусова В.П. В 1960 -1962 годы заведующей Асбестовским горархивом числилась Мунина В.Г. 1963-1967 годы заведующая городским архивом Руто В.Г. 1968-1977 годы заведующая госархивом Постникова М.М., 1978-1980 годы зав. Асбестовским городским государственным архивом Шокурова И.М., 1980 — 1984 годы заведующая архивом Коваленок Т.В., 1985 — 1986 год зав.горгосархивом Порошина Н.Г.

С 21.03.1989 на должность зав.горгосархивом, а с 1991 года начальника архивного отдела назначена Сиделева В.П. Она проработала 12 лет (до 25.12.2001 г.) и освободила занимаемую должность в связи с уходом на пенсию. 2002-2007 годы начальником архивного отдела администрации назначена Дорогина Е.В. 16 лет (с 22.10.2001 по настоящее время) посвятила архивной работе Пономарева Е.В. (Прокина), являясь сначала заведующей архивом по личному составу, с 01.08.2007 начальником архивного отдела, с 01.01.2011 директором муниципального казенного учреждения «Управление архивами Асбестовского городского округа», в подчинении которой трудятся два специалиста в области архивного дела.

В 2002 году благодаря усилиям администрации города Асбеста архивный отдел администрации переехал и расположился в новом отдельном здании. Архивный отдел и городской архив документов по личному составу размещаются в одном помещении по адресу ул. Челюскинцев, 15/1, на первом этаже пристроя к жилому дому и занимают площадь 257, 5 кв.м., собственно архивохранилища занимают площадь 157,3 кв. м.

Обеспечение сохранности Архивного фонда является первостепенной задачей муниципального казенного учреждения «Управление архивами Асбестовского городского округа», для решения которой осуществляется целый комплекс мероприятий по созданию оптимальных условий хранения архивных документов.

За период работы в должности начальника архивного отдела Прокиной Е.В., далее директором в архиве удалось решить комплекс мероприятий по созданию оптимальных условий хранения архивных документов. Созданы хорошие условия для приема граждан, отведен дополнительный кабинет, отремонтирована приемная, где граждане (большее количество людей пожилого возраста) могут подать заявку по предоставлению им архивных документов, связанных с социальной защитой, получить информацию. Проведены ремонтные работы двух архивохранилищ, установлены металлические стеллажи. Во всем здании заменены пластиковые окна, установлены защитные ставни и жалюзи, приобретены архивные коробки, контрольно-измерительные приборы, брошюровочно-переплетный станок, архивохранилища и рабочие помещения снабжены необходимым количеством углекислотных огнетушителей, установлена и запущена в эксплуатацию система видеонаблюдения учреждения.

В планах муниципального казенного учреждения «Управление архивами Асбестовского городского округа» продолжение мероприятий по созданию нормативных условий, соблюдению нормативных режимов и надлежащей организации хранения архивных документов с целью завершения ремонтных работ в оставшихся не отремонтированных архивохранилищах №№ 2,3, а также обеспечение данные архивохранилища мобильными стеллажами. Так же проведение работ по установке автоматической системы пожаротушения на базе оборудования BONTEL, которая позволит построить надежную систему пожаротушения и обеспечить эффективную защиту от пожара. Надеемся на поддержку администрации нашего города для осуществления запланированных мероприятий.

Сегодня объем архивных документов, находящихся в муниципальном казенном учреждении «Управление архивами Асбестовского городского округа», составляет 114 архивных фондов и коллекций, насчитывающих 36361 ед.хр. на бумажной основе, фотодокументов 109 ед. хр., документы личного происхождения 46 ед.хр. за период 1937-2015 годы. Архивные фонды отражают материальную и духовную жизнь муниципального образования, имеют историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное наследие и являются неотъемлемой частью историко-культурного наследия города.

В жизни каждого человека бывают моменты, когда для подтверждения своих прав ему необходимо собрать и предоставить в соответствующий орган документы. Хорошо, если все они в порядке, но часто выясняется, что не хватает той или иной справки, или документ в свое время был оформлен с ошибками. Значит, необходимо идти в архив, получать справку, восстанавливать справедливость. Чтобы помочь людям подготовиться к поиску нужных сведений, а, возможно, избежать лишних хлопот, необходимо обращаться за помощью к архивистам.

В архив люди приходят с разными целями. Большинство же спешит по необходимости — нужно срочно собрать сведения о зарплате, подтвердить стаж, получение государственной награды, право на земельный участок. Очень часто в архив обращаются и исследователи, которые изучают историю своего поселения, предприятия на котором трудятся, историю своей семьи.

Архивный поиск — вещь достаточно трудоемкая, а срок исполнения запроса один месяц. Чтобы ответ был дан своевременно и содержал, действительно, необходимые сведения сотрудникам архива предстоит пролистать не один десяток дел. Так, за 2017 год муниципальным казенным учреждением «Управление архивами Асбестовского городского округа» исполнено 1319 социально — правовых запросов, 289 тематических. Количество поднятых архивных документов за 2017 год составляет 10300 единиц хранения. Такая статистика ещё раз подтверждает, что в наш стремительный век труд архивариуса как никогда важен и востребован. На сегодняшний день имеется возможность получения гражданами муниципальных услуг в сфере архивного дела посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, а так же через ГБУ СО «Многофункциональный центр».

Работа сотрудников муниципального казенного учреждения «Управление архивами Асбестовского городского округа» трудоемка и кропотлива. Архивная справка-это конечный продукт, результат. Предшествует ей большая работа по отбору, обработке, систематизации документов.

Жизнь никогда не стоит на месте, она движется вперед, развиваясь и обогащаясь. При всем при этом необходимо помнить, что документы сейчас — это средство управления, а документы завтра — это свидетели истории, несущие в себе факты, суждения, оценки и ошибки. То есть это материальный носитель истории, который мы, архивисты, обязаны сохранить для потомков.

На бесконечных стеллажах Асбестовского архива хранится история Асбестовского городского округа, большая и малая. И мы, ее хранители, архивисты, готовы всегда помочь гражданам максимально найти информацию по самым различным вопросам.

Сведения, характеризующие фонды архивного органа (учреждения) и его научно-справочный аппарат

В сентябре 1947 г. – начало деятельности городского архива (сентябрь 1947 г.–16.05.1991г. — Асбестовский городской архив).

16.05.1991г.– 09.12.1991г. — архивный отдел исполнительного комитета Асбестовского городского Совета народных депутатов (решение VI сессии XX1 созыва от 16.05.91, архивный отдел Свердловского облисполкома).

09.12.1991г. – 07.03.1996г. — архивный отдел администрации города Асбеста.

07.03.1996г. – 01.01.2006г. — архивный отдел администрации главы Муниципального образования город Асбест.

01.01.2006г. – 29.12.2010г. — архивный отдел администрации Асбестовского городского округа.

29.12.2010г. – 09.01.2013г. — муниципальное бюджетное учреждение «Управление архивами Асбестовского городского округа».

с 09.01.2013г. муниципальное казенное учреждение «Управление архивами Асбестовского городского округа».

Состав фондов на 01.01.2017: фонды учреждений — 51 фонд (10596 ед. хр.), фотодокументы – 109 ед. хр., документы личного происхождения- 46 ед. хр.

Состав фондов документов по личному составу: 63 фонда (25765 ед. хр.).

Значительную часть фондов архива составляют: Асбестовский исполнительный комитет и его отделы, администрация муниципального образования, Екатеринбургский межрайонный отдел государственной статистики по г. Асбесту, финансовое управление в муниципальном образовании г. Асбест, профсоюзные комитеты, территориальная городская избирательная комиссия г. Асбеста, коллекция фотодокументов, документы нотариальной конторы (наследственные дела, завещания, договоры), а также документы по личному составу ликвидированных учреждений, организаций: приказы по личному составу, расчетные ведомости по начислению заработной платы, личные карточки ф. Т-2, личные дела, документы о награждениях, акты о несчастных случаях, невостребованные личные документы.

В архиве имеются архивные описи, списки фондов, каталоги по административно-территориальному делению, по истории учреждений, именные «Герои социалистического труда», «Участники парада Победы в г. Москве 1945г.», «Почетные граждане г. Асбеста».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.