Меню
16+

Официальный сайт Асбестовского городского округа

15.05.2020 11:27 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Асбестовцы-участники Великой Отечественной войны

Крупская Людмила Константиновна

блокадница, учитель, краевед

Блокадное детство Крупской Людмилы Константиновны

Родилась Людмила Зайцева (девичья фамилия Крупской Л.К.) 27 декабря 1937 года в Ленинграде, хотя её родители не были коренными Ленинградцами. Отец- Зайцев Константин Филиппович- родом из ярославской области. В 1928 году он приехал в Ленинград к старшему брату Владимиру. Здесь он закончил школу ФЗО и Морской торговый техникум. Мама- Маркарян Мариамм Вагановна- приехала в Ленинград в 1934 году из Грозного и работала секретарём-машинисткой на Балтийском судостроительном заводе. Когда молодая пара решила пожениться, Константин Филиппович работал при строительной организации Кировского завода. В 1937 году в семье появился первый ребёнок- Люся Зайцева. (Приложение №4).Людмила Константиновна плохо помнит довоенные годы, но со слов матери поведала нам о том, что семья по выходным часто выезжала на отдых к Финскому заливу.

Когда началась Великая Отечественная война, отец был оставлен на «брони» при Кировском заводе. Мама в это время не работала, так как ждала второго ребёнка. Уже в сентябре все жители города почувствовали нехватку продовольствия, а к ноябрю начался массовый голод. Константину Филипповичу, как работнику завода, выдавали паёк, который он дома делил на троих. По талонам выдавали небольшую норму хлеба. В декабре 1941 года она была самая маленькая- 125 грамм. Сама Людмила Константиновна это время почти не помнит, но сохранилось на уровне подсознания, то чувство, когда всё время хотелось есть. Голод и смерть подступали к семье всё ближе: не стало мамы Константина Филипповича и двух его братьев 17-ти и 14-ти лет.

Не меньшую опасность представляли в блокадном городе регулярные бомбёжки и обстрелы. Маленькая Люся помнит тот страх, когда ей приходилось оставаться в квартире одной, а мама во время вражеских налётов уходила тушить зажигательные бомбы на крыше дома. В конце февраля 1942 года на свет появился Олег, брат Людмилы Константиновны, который умер 29 марта того же года от голода. По рассказам своих родителей Людмила Константиновна знает о том, что на улицах города повсеместно лежали трупы умерших от голода и бомбёжек. Нередки были и случаи каннибализма. И это видел сам Константин Филиппович.

Покинуть город можно было только по Ладожскому озеру, «Дороге жизни». Но это, по словам Людмилы Константиновны, считалось предательством. Лишь когда отец не смог ходить на работу, семья Зайцевых решила выехать из Ленинграда.

В музее нашей школы хранятся уникальные экспонаты, которые подтверждают рассказ Людмилы Константиновны о блокаде. Это «пропуски на право прохода по Ленинграду с 5-ти до 22-х часов и с 22-х до 5-ти часов утра, выданные гражданину Зайцеву К. Ф.». Мы знаем о том, что отец Людмилы Константиновны работал на заводе, и, чтобы передвигаться по городу после комендантского часа, ему, как и другим работникам, требовался пропуск. Удивительно, что в их семье сохранились эти два жёлтых листочка, которые сейчас находятся в музее нашей школы и являются ценными экспонатами.

Так же в музее хранится справка о смерти Олега, брата Людмилы Константиновны. Самым страшным горем для матери за всю блокаду стала смерть маленького брата Люси, Олега, эта мысль была очень труднопереносима, ведь он прожил всего месяц.

Ещё есть два уникальных документа: «эвакуационное удостоверение гражданина Зайцева К. Ф. с членами семьи — Маркарян Мариамм Вагановна, Зайцева Людмила Константиновна, Зайцев Олег Константинович, Зайцев Алексей Филиппович». Два последних имени вычеркнуты красным карандашом в связи с их смертью.

«Посадочный талон №2. Количество людей — пять. Дата отъезда 28 марта 1942 года». Именно тогда оставшиеся в живых члены семьи Зайцевых покинули город на Неве. С собой взяли только самое необходимое.

В музее нашей школы хранятся десятки фотографий семьи Людмилы Константиновны в разные периоды жизни, которые помогают нам лучше представить себе жизнь людей в то время. О семье Зайцевых оформлен отдельный стенд.

Кроме того, Людмила Константиновна и другие жители блокадного Ленинграда передали в музей десятки книг, рассказывающих о блокаде и защите Ленинграда. Например: литературно-художественный сборник «Я говорю с тобой из Ленинграда» 1987 г., «Одним дыханием с Ленинградом», 1989 г.- о Ленинграде в творчестве советских писателей, С. Смирнов «Сердце и дневник»- поэма о Тане Савичевой и много других. Почти все они от первого лица рассказывают о днях и часах великого подвига Ленинграда то, что не помнит сама Людмила Константиновна, но навсегда поселилось в её сердце.

Педагогическая деятельность Крупской Людмилы Константиновны

Из личных бесед с Людмилой Константиновной я узнала о том, что после выезда из блокадного Ленинграда семья попала в Краснодарский край. Жили в Казбеке, Архонте, а затем Душети. В Душети Люся должна была пойти в 1 класс, но заболела брюшным тифом. Так что в школу она пошла только через год. В этом же городе Людмила Константиновна окончила только начальную школу. Об этом времени Людмила Константиновна вспоминает: «У меня почти не было игрушек, только самодельные. Я больше любила подвижные игры».

Потом семье пришлось переехать на Украину в город Стрый. В Стрые Людмила Константиновна училась с 4 по 8 класс. С ноября 1953 года Людмила Константиновна живёт в Асбесте. Она продолжила учёбу в школе №2.

Особенная активность, творчество, трудолюбие Людмилы Константиновны раскрылись в студенческие годы во время учёбы в Уральском Государственном Университете.

Но свою трудовую деятельность Людмила Константиновна начала в геологической партии города Свердловска — вела разведку торфяников. Там она и встретила будущего мужа. Но диплом позволял преподавать химию и биологию в школе. Что она и выбрала.

Вывод: Послевоенная жизнь Людмилы Константиновны была очень насыщенной, она проявила себя активной ученицей и студенткой. Именно в эти годы сформировался интерес к будущей профессии в сфере наук — химии и биологии. Что и повлияло на выбор профессии.

Педагогический труд Людмилы Константиновны.

Педагогическая деятельность началась в школе №1 в 1963 году. Увлечённая наукой, она умела увлечь химией и своих учеников. Кроме того, она сразу стала классным руководителем, что совсем непросто начинающему педагогу.

Но в своей работе кроме учебной деятельности Людмила Константиновна уделяла большое внимание и воспитательным мероприятиям. Любила организовывать туристические поездки. (Приложение №14).

Со своими учениками Людмила Константиновна посетила множество городов, где знакомила их с историей своей страны, непосредственно прикасаясь к памятникам истории и краеведения: Москва, Киев, Рига, Волгоград. И, конечно, они посещали Ленинград.

В 70-80 года прошлого века судьба забросила Людмилу Константиновну в Дальнегорск, где она так же успешно продолжала свою трудовую деятельность в качестве педагога в школе №25. И, как всегда, она увлечённо занимается педагогической работой. Об этом говорят успехи её учеников. Например, зайцев Дмитрий успешно выступил на областной олимпиаде по химии и стал участником Всероссийской олимпиады. Его имя отмечено в журнале «Химия в школе».

В 1990 году по семейным обстоятельствам Людмила Константиновна возвращается в Асбест. Уходит из жизни её мама.

В 1991 году в микрорайоне Заводской открывается новая школа №22, куда и приходит работать Людмила Константиновна учителем химии и завучем школы. И вновь она находит общий язык с учениками и педагогами. Ученики её ценят за умение понятно объяснять материал на уроке, уместно пошутить, быть неравнодушной к чужим проблемам. Ученики её просто любили и уважали. Из исследовательской работы «Герой среди нас» нашей выпускницы Спицыной Елены можно понять, что Людмила Константиновна много времени отдавала подготовке к каждому уроку, поиску новых методов преподавания. Ученики на уроках Людмилы Константиновны чувствовали себя первооткрывателями и исследователями. .(Приложения №16). Об этом мне так же рассказала нынешний учитель химии, Бирючева Марина Анатольевна, выпускница нашей школы, ученица Людмилы Константиновны. На уроках Людмилы Константиновны всегда было интересно.

В нашей школе Людмила Константиновна проработала 14 лет, и за это время была классным руководителем 6- ти выпускных классов. А это очень ответственно и трудоёмко. Но со всеми делами она справлялась легко. Всё делала с душой и творчески. Об этом уже рассказывают её коллеги – Костюкова Галина Аркадьевна, Аскарова Галина Васильевна. Об этом говорят многочисленные Почётные грамоты

Краеведческая и музейная деятельность Людмилы Константиновны

Уже в первые годы работы в школе №22, наряду с преподавательской деятельностью, Людмила Константиновна активно начинает вести работу по сбору материалов для нашего школьного музея. А её папа, Константин Филиппович, фотографирует все первые моменты в истории нашей школы, что потом было оформлено в основной экспозиции музея на отдельном стенде. Вообще, Людмила Константиновна сразу начала активное сотрудничество с Николиной Галиной Евгеньевной, которая в 1990-е годы работала в школе в качестве педагога – организатора, но, в то же время, отвечала за создание школьного музея. Именно Крупская Л.К. привела в школу на помощь Галине Евгеньевне в деле создания музея свою хорошую знакомую Розен Анну Александровну. Та начала работать в качестве педагога дополнительного образования, занималась с музейным активом, учились вести учёт музейных экспонатов, оформлять экспозицию и многое другое из непростого музейного дела.

Людмила Константиновна предложила такую форму работы, как «Творческий отчёт учителя», суть которого была в том, чтобы на встрече с учениками педагог рассказал о своей жизни, как выбрал профессию, открыл тайны профессионального мастерства. Она сама была организатором и ведущим этих встреч. И, как итог данной работы, в фондах музея хранится 31 папка с материалами таких отчётов. В них – не только сухие факты биографии и копии грамот, там – отзывы учеников об этом учителе, интересные фотографии из детства, воспоминания и размышления самих педагогов. Изучая эти папки, я сделал вывод: из 31 папки – десять о ныне работающих учителях , 21 папка – о тех, кто сейчас уже не работает в нашей школе. Значит, педагогический состав значительно изменился в сравнении с 2000-ми годами. Кто-то из учителей перешёл в другую школу, кто-то вышел на пенсию, кто-то ушёл из жизни. Но память о них осталась в нашем музее.

Изучив Книги учёта основного фонда музея, я сделала следующие выводы: из 1385 экспонатов (столько их числится на сегодняшний день) – 211 экспонатов переданы Крупской Л.К., более 50-ти — людьми, которых привлекла к работе с музеем Людмила Константиновна. Как уже ранее было сказано, большое количество экспонатов связано с историей блокадного Ленинграда. Но, как выяснилось, 60% экспонатов – по истории школы. Среди них – фотографии, грамоты, газетные статьи о работе школы. Находясь на заслуженном отдыхе с 2004 года, Людмила Константиновна и сейчас продолжает приходить в школу и помогать в работе школьного музея: она активно участвует в заседаниях совета музея, во встречах с детьми, в краеведческих мероприятиях. Это действительно неравнодушный человек, который вей душой за свою школу, город, страну. Так отзывается о ней Николина Галина Евгеньевна, руководитель музея, педагог-организатор школы, которая работает в школе №22 со дня основания и все эти годы не просто тесно сотрудничает, но и дружит с Людмилой Константиновной.

Вывод: Музей нашей школы развивался во многом благодаря труду Людмилы Константиновны, Галины Евгеньевны и хорошей знакомой Людмилы Константиновны, Анны Александровны Розен. Большое количество экспонатов вошло в фонд музея благодаря Людмиле Константиновне. Она являлась активным участником организации, проведения наиболее значимых патриотических мероприятий в школе.

Сохранение исторической памяти о блокаде и защите Ленинграда

Благодаря Людмиле Константиновне в нашем музее появилась экспозиция "Был город фронт — была блокада". Собрано большое количество материалов о блокадниках и защитниках Ленинграда.

Именно Людмила Константиновна смогла объединить на базе школьного музея асбестовцев — жителей и защитников блокадного Ленинграда. По словам Людмилы Константиновны, ей поневоле прищлось возглавить асбестовское объединение жителей блокадного города. Она созванивалась с людьми, приглашала их на встречи с ребятами. Кроме того, она лично навещала каждого, кто потом уже не мог приходить в школу. Время шло, люди старели. Людмила Константиновна каждого лично проводила в последний путь. На сегодняшний день из 17-ти блокадников, которые стояли на учёте в Управлении соцзащиты, осталась одна Людмила Константиновна. Но, как результат многолетней поисковой и просветительской работы, выпуск книг "Помним и чтим". Именно Людмила Константиновна была инициатором написания и выпуска сборника воспоминаний асбестовцев о блокаде и защите Ленинграда. Эту идею поддержала Галина Евгеньевна, и вместе с ребятами начала набирать тексты из рукописной книги памяти о блокаде. Людмила Константиновна была духовным вдохновителем непростого издательского дела. Сама отправилась на поиски финансов в администрацию города. Тогда с этим помог Тюльканов Н.В., заместитель главы города Асбеста. Когда книги были готовы, к 65-летию Победы в 2010 году прошла праздничная презентация. Книги были вручены всем асбестовцам, о ком написано в книге, и их семьям. Первые экземпляры книг были переданы во все библиотеки города. Я говорю первые, потому что поиск продолжался. Прочитав сборник, многие асбестовцы стали обращаться в наш музей с рассказом о своих родственниках, которые так же воевали под Ленинградом. В 2014 году вышло второе дополненное издание книги «Помним и чтим». А к 70-летию Победы в 2015 году – третье издание.

Кроме того, в 2014 году, по личной инициативе и при поддержке родных Людмила Константиновна сама выпустила книгу "Азбука блокады от А до Я». В этом сборнике на каждую букву алфавита подобраны слова, которые помогают коротко и полно представить историю Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Как говорит Людмила Константиновна, большую помощь ей в этом оказал её внук Дмитрий, который набирал тексты. А выпустить книгу помогла её ученица Тюменцева Алёна. Эту книгу Людмила Константиновна торжественно вручила Николиной Галине Евгеньевна, руководителю школьного музея, на встрече в честь начала блокады Ленинграда. Теперь она занимает почётное место в фондах нашего музея. А моя одноклассница, Беспалова Лиза, тоже активистка школьного музея, сделал по этой книге презентацию. Теперь первое знакомство первоклассников с темой блокадного Ленинграда происходит с помощью этой презентации, книги Людмилы Константиновны и музейных экспонатов. Кроме того, школьный музей посещают дошкольники и школьники других школ. Мы так же используем для экскурсий эти материалы.

Общественная деятельность в городе

Людмила Константиновна является не только активным участником в деятельности нашего школьного музея, но и проявляет активность в общественной жизни города. Она является членом городского совета ветеранов, активным участником клуба краеведов. На заседаниях Городского совета ветеранов Людмила Константиновна активно выступает, вносит интересные предложения в работу, выезжает на различные экскурсии в области.

На заседаниях Городского клуба краеведов всегда ведёт протоколы, педантично всё учитывает. На одном из заседаний представляла свою родословную. Немало усилий приложила Людмила Константиновна и к тому, чтобы автор герба города Асбеста, Голомолзин.., её бывший ученик, получил заслуженное звание «Почётный гражданин города».

Амосова Любовь Фёдоровна, председатель городского клуба краеведов, о Крупской Л.К. говорит: «Меня поражает её жизнелюбие, неравнодушие к людям, активная жизненная позиция». Одноклассница Людмилы Константиновны, внештатный корреспондент местной газеты, Ирма Плис, так пишет в одной из своих статей о Людмиле Константиновне: «Есть люди – создатели климата. Они поворачивают реки, ставят «вехи» науки и культуры. А есть другие –хранители климата, те, кому человечество обязано сохранением преемственности поколений и нравственных норм. Те, кто не смотря на все «неровности» истории, воссоздают вокруг себя атмосферу, в которой можно дышать, быть самим собой и любить друг друга. Думаю, что забота о других, сохранение нравственности, полное бескорыстие – это главные черты таланта Людмилы Константиновны ». (Приложение №24). По- моему, лучше не скажешь. Я, зная Людмилу Константиновну более 5-ти лет, полностью присоединяюсь к этим словам.

Солодкова Полина, ученица 9-а класса, активист школьного музея

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

180